Бизнес план тренажерного зала: открываем свой спорт зал

Активный образ жизни, занятия спортом набирают все большую популярность в обществе. Если раньше регулярные тренировки были уделом спортсменов, то теперь практически каждый офисный сотрудник имеет абонемент в спортзал. Красивая фигура и тренировки активно рекламируются звездами шоу-бизнеса с экранов телевизоров и билбордов на улицах. Самое время браться за бизнес план тренажерного зала и зарабатывать на стремлении людей к спорту.

В связи с ростом популярности спорта люди тянутся в тренажерные залы. Ведь учитывая современный ритм жизни и неподходящую для спорта погоду почти весь год, спортзал – наиболее удобное место для занятий. Поэтому рост популярности здорового образа жизни тесно связан с увеличением количества тренажерных залов.

Об открытии собственного зала задумываются многие спортсмены любители, фитнес инструкторы и даже просто бизнесмены, умеющие вовремя заметить набирающую популярность нишу.

тренажерный зал

Какую форму регистрации выбрать

Все большее число людей приобретает абонементы в спортклубы, популярность их из года в год растет. А значит, открытие тренажерного зала, безусловно, прибыльная затея. Прежде чем нести бумаги в налоговую, нужно понять, какая именно форма регистрации лучше всего подойдет для зала. Если планируется открытие небольшого клуба, где будут тренироваться жители близлежащих домов, а также постоянные клиенты фитнес инструкторов, то вполне подойдет ИП. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не отнимет много времени и денег. К тому же, для ИП предусмотрена упрощенная форма налогообложения, что удобно для растущего бизнеса.

Если же Вы планируете открыть большой современный спортивный комплекс, который будет предоставлять залы для занятий спортивных коллективов, проведения соревнований, а также продавать корпоративные абонементы, то лучше зарегистрироваться в качестве юридического лица, например, создать ООО. Это займет больше времени и потребует финансовых вложений, зато позволит легко вести документооборот с солидными заказчиками. Кроме того, в случае открытия бизнеса с большим стартовым капиталом, инвестициями и солидной прибылью в перспективе, юридическое лицо более защищено с законодательной точки зрения.

Подготовка пакета документов

Сначала нужно встать на учет в налоговой инспекции. Для этого потребуется уплатить госпошлину и заполнить заявление. Зарегистрировать фирму можно самостоятельно: через портал Госуслуги или явившись в налоговую лично. Если хочется сэкономить время, а не деньги, то можно обратиться в фирму, специализирующуюся на регистрации предприятий. В случае оформления ООО это даже предпочтительнее.

При заполнении регистрационных документов потребуется указать код из классификатора видов экономической деятельности. Для физкультурно-оздоровительных учреждений это 93.04, для других видов деятельности в области спорта – 92.62, для спортивных объектов – 92.61.

После регистрации в налоговой инспекции отправляйтесь в органы потребительского надзора. Для одобрения Роспотребнадзора потребуются медицинские книжки персонала, договор на обслуживание помещения, паспорт спортивного учреждения и план производственного контроля.

Количество посетителей

Начинающий небольшой фитнес клуб может обслуживать до ста посетителей в день. Со временем количество клиентов может увеличиться, но нужно изначально адекватно рассчитывать свои возможности. То, сколько человек захотят у Вас заниматься, зависит не только от размеров спортивного центра, но и от разнообразия предлагаемых программ тренировок, наличия бассейна, сауны, дополнительных процедур и кафе здорового питания. Влияет на посещаемость и график работы спортивного учреждения: при современном стремительном темпе жизни и высокой загруженности на работе люди посещают спорт-зал в выходные, до начала работы или после нее. Поэтому замечательным решением будет работать 7 дней в неделю, начиная с раннего утра и заканчивая поздним вечером. Для таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург актуальным может быть и круглосуточный спортивный центр.

Предлагаемые услуги

В зависимости от финансовых возможностей предпринимателя спектр оказываемых услуг может быть очень широким. Но как элитные спорт-клубы, так и тренажерные залы в соседнем дворе всегда имеют базовый набор:

  • разовое посещение тренажерного зала для самостоятельных тренировок;
  • абонемент: систематические постоянные занятия;
  • разовое занятие под руководством тренера;
  • абонемент на регулярные занятия с тренером.
Если клуб обладает достаточными площадями и имеет около двухсот постоянных посетителей, можно добавить услуги массажиста, мастера по маникюру, а также организовать сауну или спа.

Изучение конкурентов и концепция тренажерного зала

Только тщательный анализ текущей ситуации на рынке позволит однозначно решить, стоит ли продумывать бизнес план тренажерного зала и искать стартовый капитал. Такое исследование можно провести самостоятельно. Для этого нужно тщательно изучить конкурентов: сколько их, где расположены залы, каковы расценки. Ознакомьтесь со спектром предлагаемых услуг, пообщайтесь с с посетителями и персоналом. Обязательно посетите наиболее интересные с вашей точки зрения варианты в качестве клиента.

Но даже при ответственном подходе к задаче не всегда удается сделать грамотный анализ своими силами. Если Вы не профессиональный маркетолог, всегда есть риск упустить важную деталь. Поэтому, если нет уверенности в собственных силах, лучше доверить работу специалистам. Они не только рассмотрят бизнес проект со всех сторон и обратят внимание на ситуацию на рынке спортивных услуг в целом, но и подскажут, с чего лучше начать работу и как привлечь клиентов. Готовый маркетинговый анализ может стоить от пятидесяти до ста тысяч рублей. Если Вы планируете открывать тренажерный зал премиум-класса, то такая сумма ненамного увеличит стартовые расходы, но серьезно снизит риски.

Сразу открыть большой комплекс не только дорого, но и тяжело в плане организации. Лучше начать с тренажерного зала, специализирующегося на том виде спорта,  которым Вы знакомы лучше всего. Так можно приступить к реализации плана по открытию тренажерного зала даже с небольшой суммой, а специализация позволит заполучить постоянных клиентов в той области, где у Вас есть преимущества перед конкурентами. Когда дело пойдет на лад, можно постепенно расширять список услуг.

Чтобы качественно оказывать услуги, нужно сразу продумать ряд важных вопросов:

  • определится с назначением тренажерного зала: будет ли это просто место, где можно позаниматься на тренажерах, оздоровительный центр или спортклуб профессионального уровня;
  • провести маркетинговое исследование на предмет цен у конкурентов, наличия аналогичных спортклубов в районе, где будет располагаться зал;
  • стоит ознакомиться с заведениями подобными Вашему, расположенными поблизости, чтобы понять, какие моменты можно перенять, какие дополнительные услуги вы можете предложить, чтобы переманить клиентов, сориентироваться в ценовой политике;
  • спланировать обстановку будущего зала с учетом всех особенностей помещения, где он будет находиться, позаботиться о наличии ресепшена, туалетов и раздевалки.

Выбор помещения

Удачный выбор помещения заключается в сочетании доступной стоимости аренды и хорошего местоположения. Чтобы привлечь большое число посетителей, совсем не обязательно арендовать площади в центре города. Если место имеет хорошую проходимость, расположено вблизи учебного заведения или транспортного узла, это стоящий вариант. Люди любят ходить в зал, который расположен рядом с домом или по пути с работы. Поэтому крупный бизнес центр поблизости тоже может сыграть Вам на руку.

Лучше ориентироваться на площади не менее ста квадратов: это позволит без проблем разместить как все необходимое оборудование, так и туалеты с душевыми, сделать просторные раздевалки. Для удобства расчета требуемого размера можно исходить из того, что на каждого посетителя приходится два квадратных метра. Современные российские санитарные нормы и вовсе требует 5 метров на каждого тренирующегося в зале человека. Остается лишь умножить число ожидаемых клиентов на коэффициент и получится нужный размер.

Важно обеспечить хорошую вентиляцию в помещениях, а также оснастить залы кондиционерами, чтобы посетители чувствовали себя комфортно в теплое время года. Продумайте зоны отдыха, просторные раздевалки и вешалки для верхней одежды. Отличным решением будет автомат с бахилами и небольшая витрина с необходимыми для занятий мелочами. Возможно, вы захотите продавать в своем клубе продукты спортивного питания.

Важно: поскольку многие тренажеры достаточно тяжелые, необходимо обратить внимание на перекрытия в здании. Они должны быть достаточно крепкими, чтобы выдержать нагрузку. В противном случае не исключены жалобы соседей снизу и осыпающаяся штукатурка. Отдавайте предпочтение подвальным помещениям и первым этажам.

Идеальный вариант помещения – это спортивный комплекс, построенный специально для занятий. Ведь если Вы планируете разместить у себя в клубе бассейн, найти помещение, отвечающее техническим требованиям, будет практически нереально. Возможно, стоит рассмотреть старые бассейны, построенные еще в советское время. Как правило, планировка таких зданий идеально подходит для размещения спорткомплекса. Но, в таком случае, придется вложить немало средств в ремонт строения.

Приобретение оборудования

Перед открытием следует обеспечить зал всем необходимым оборудованием. В зависимости от финансовых возможностей можно приобрести лишь самое необходимое или же купить силовые тренажеры, оснащение для фитнеса, а также се необходимое для сауны и бассейна.

Рассмотрим минимальную комплектацию. Мелкий спортивный инвентарь покупается из расчета один снаряд на одного посетителя. Сюда относятся мячи, гантели, степперы, обручи и многое другое.

В базовый комплект зала занятий фитнесом входят:

 Шведская стенка 5 000 рублей
 Мяч для Пилатеса 400 рублей
 Коврики для йоги 2 000 рублей
 Степ-платформы 4 000 рублей

Так же понадобится стойка для подтягиваний, беговые дорожки и вело-тренажеры для кардио-тренировок.

Все перечисленное оборудование в достаточном количестве можно приобрести приблизительно за 150 000 рублей. Также нелишним будет приобрести грифы для штанги, блины различного веса, стойку и скамью для работы со штангой, специальные коврики.

Если Вы не ограничены в средствах, включите в список расходов тренажеры для работы с изолированными группами мышц. Зачастую именно они привлекают постоянных посетителей в зал, ведь в домашних условиях сложно проработать определенную часть тела. Работа с тренажерами дает более быстрый и качественный результат. Кроме того, чем больше разнообразного оборудования в зале, тем больше посетителей захотят его посещать.

Помимо самих снарядов понадобятся зеркала, скамейки для отдыха, шкафчики для раздевалки, мебель для стойки ресепшена. Включите в расходы также изготовление вывески наружной рекламы, указателей, оформление информационных досок и табличек на двери.

Важно: приобретая дорогостоящие силовые комплексы, имеет смысл обратить внимание на бывшие в употреблении тренажеры. Так Вы сможете приобрести качественное оборудование по приемлемой цене.

Подбор персонала

Набирая сотрудников, можно дать объявление в интернете или пройтись по близлежащим школам и спортивным секциям. Как правило, у сотрудников бюджетной сферы не такая большая зарплата и достаточно свободного времени. При этом, они обладают не только спортивной квалификацией, но и преподавательским опытом. Если же Вы планируете открывать современный фитнес центр с новейшими программами тренировок, то лучше поискать тренеров, имеющих опыт работы именно в клубах и регулярно проходящих стажировки по своему направлению.

Для маленького тренажерного зала будет вполне достаточно пары тренеров, которые будут сменять друг друга, а также одной уборщицы и администратора. То есть, минимум пять сотрудников.

Для достаточно большого зала также понадобятся бухгалтер, массажист, приходящий врач и управляющий.

Рекламная кампания

Достаточно эффективный способ привлечь посетителей – раздача флаеров вблизи зала. Для этой цели можно нанять студентов или школьников, обратившись в рекламное агентство. Они же могут расклеить объявления по подъездам близлежащих домов и на информационных досках района. Как показывает практика, такой метод продвижения дешев, но при этом весьма эффективен.

Предложите клиентам бесплатное первое занятие, разместите информацию в университетах. Скидки для студентов и пенсионеров, а также клубные карты помогут сделать случайно зашедших посетителей постоянными. Помимо скидок и акций популярность спортклуба повышают специальные программы тренировок, такие как «похудей к лету» или занятия, рассчитанные на интенсивное сжигание жира.

Финансовое планирование

Все траты можно условно поделить на разовые и регулярные. К разовым относятся:

Косметический ремонт помещения до 1 000 000 рублей
Покупка оборудования и мебели от 150 000 рублей
Рекламная кампания около 100 000 рублей

В общей сложности стартовые расходы варьируются в диапазоне от трехсот тысяч до двух-трех миллионов рублей.

К ежемесячным расходам относятся:

Аренда помещения 20 000-50 000 рублей
Зарплата персонала 100 000 рублей
Реклама 10 000-20 000 рублей
Незапланированные траты 10 000-15 000 рублей
Коммунальные услуги 15 000-25 000 рублей

А так же налоги и взносы в социальные фонды.

Сверившись с расчетами, мы видим, что минимальные затраты составят 135 000 в месяц плюс налоги. Допустим, что средства действительно расходуются по минимуму. Тогда при стоимости месячного абонемента в полторы тысячи достаточно иметь 100 постоянных посетителей. Чтобы работать в ноль. Если клиентов будет больше, спортклуб начнет приносить доход.

Доходность

Прибыль тренажерного зала формируется из следующих источников:

Реализация клубных карт около 3 000 000 рублей
Посетители, оплачивающие одно посещение(в год) 1 500 000 рублей
Прибыль от других услуг (сауна, косметические услуги, массаж) 600 000 рублей

Итого, за 12 месяцев работы тренажерного зала доход составит около 5 000 000 рублей. Срок окупаемости спортивного клуба колеблется от года до 5-ти лет в зависимости от начальных расходов и количества постоянных клиентов.

Данная ниша является растущей, то есть, несмотря на то, что ежегодно открывается большое количество тренажерных залов и спорткомплексов, спрос по-прежнему превышает предложение. Большие фитнес клубы долго выходят в плюс, а вот небольшой зал окупится уже через год-два. При достаточно разумных стартовых инвестициях, такой срок возврата вложений выглядит более чем привлекательным.